Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Концептуальная модель системы «водитель-автомобиль-дорога-среда»


https://doi.org/10.29235/1561-8323-2019-63-1-112-120

Полный текст:


Аннотация

Предложена концептуальная модель системы «водитель-автомобиль-дорога-среда», впервые использующая положения теории функциональных систем и представление водителя в виде функциональной системы, содержащей три уровня: стратегический, тактический и физический. Информационные взаимодействия на тактическом уровне водителя рассматриваются как взаимодействия мультимодальных образов элементов системы «водитель-автомобиль-дорога-среда», представленных в виде векторов состояний этих элементов. Рассмотрены факторы, влияющие на эффективность функционирования тактического уровня водителя в отношении обеспечения безопасности дорожного движения. Показана значимость функции внимания и связанных с ней особенностей кроссмодальных взаимодействий в центральной нервной системе человека и информационных потоках в бортовых системах для безопасного управления транспортным средством. Показано, что создание эффективных человеко-машинных интерфейсов представляется наиболее перспективным подходом к повышению безопасности дорожного движения, поскольку позволяет глубже, более адекватно и разносторонне интегрировать функции водителя и транспортного средства в единую систему с общей целевой функцией.

Представлено членом-корреспондентом Л.Г. Красневским


Об авторах

В. А. Дубовский
Объединенный институт машиностроения, Национальная академия наук Беларуси
Беларусь

Дубовский Владимир Андреевич - кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

Ул. Академическая, 12, 220072, Минск



В. В. Савченко
Объединенный институт машиностроения, Национальная академия наук Беларуси
Беларусь

Савченко Владимир Владимирович - кандидат технических наук, начальник центра.

Ул. Академическая, 12, 220072, Минск



Список литературы

1. Tanelli, M. Guest Editorial: Multifaceted Driver-Vehicle Systems: Toward More Effective Driving Simulations, Reliable Driver Modeling, and Increased Trust and Safety / M. Tanelli, R. Toledo-Moreo, L. M. Stanley // IEEE Transactions on Human-Machine Systems. - 2018. - Vol. 48, N 1. - P. 1-5. https://doi.org/10.1109/thms.2017.2784018

2. Burnett, G. E. On-the-Move and in Your Car: An Overview of HCI Issues for In-Car Computing / G. E. Burnett // International Journal of Mobile Human Computer Interaction. - 2009. - Vol. 1, N 1. - P. 60-78. https://doi.org/10.4018/jmhci.2009010104

3. Savchenko, V. V. Integration of passive driver-assistance systems with on-board vehicle systems / V. V. Savchenko, S. N. Poddubko // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. - 2018. - Vol. 315. - 012024. https://doi.org/10.1088/1757-899x/315/1/012024

4. Assessing Cognitive Distraction in the Automobile / D. L. Strayer [et al.] // Human Factors. - 2015. - Vol. 57, N 8. -P. 1300-1324. https://doi.org/10.1177/0018720815575149

5. Block, R. A. How cognitive load affects duration judgments: A meta-analytic review / R. A. Block, P. A. Hancock, D. Zakay // Acta Psychologica. - 2010. - Vol. 134, N 3. - P. 330-343. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2010.03.006

6. What is cognitive distraction and why is it so dangerous to drivers? [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.aktriallaw.com/Articles/What-is-cognitive-distraction-and-why-is-it-so-dangerous-to-drivers.shtml. - Date of access: 14.05.2018.

7. Effects of cognitive and visual load in real and simulated driving: VTI rapport 533A [Electronic resource] / J. Ostlund [et al.]. - 2006. - 82 p. - Mode of access: https://www.vti.se/en/Publications/Publication/effects-of-cognitive-and-visual-load-in-real-and-s_675275. - Date of access: 14.05.2018.

8. Sudakov, К. V. The theory of functional systems: General postulates and principles of dynamic organization / К. V. Su-dakov // Integrative Physiological and Behavioral Science. - 1997. - Vol. 32, N 4. - P. 392-414. https://doi.org/10.1007/bf02688634

9. Michon, J. A. A critical view of driver behaviour models: What do we know, what should we do? / J. A. Michon // Human behavior and traffic safety. - New York, 1985. - P. 485-520.

10. Биотехнические системы: Теория и проектирование / В. М. Ахутин [и др.]. - Л., 1981. - 220 с.

11. Горшенин, А. А. Анализ устройств для контроля состояния водителя / А. А. Горшенин, Е. Ю. Липатов // Изв. Волг. ГТУ - 2013. - Вып. 6, № 10. - С. 51-53.

12. Spence, C. Crossmodal correspondences: A tutorial review / C. Spence // Atten., Percept., Psychophys. - 2011. -Vol. 73, N 4. - P. 971-995. https://doi.org/10.3758/s13414-010-0073-7

13. Ho, C. Affective multisensory driver interface design / C. Ho, C. Spence // Int. J. Vehicle Noise and Vibration. - 2013. -Vol. 9, N 1/2. - P. 61-74. https://doi.org/10.1504/ijvnv.2013.053817

14. Андреева, Е. В. Феномен кроссмодальных взаимодействий: современное состояние проблемы в зарубежной психологии / Е. В. Андреева // Рос. науч. журн. - 2013. - № 1. - С. 219-225.


Дополнительные файлы

Просмотров: 205

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1561-8323 (Print)
ISSN 2524-2431 (Online)