Концепция передачи управления водителю в высокоавтоматизированных транспортных средствах
https://doi.org/10.29235/1561-8323-2020-64-5-624-631
Аннотация
С междисциплинарных позиций, на основе системного подхода, впервые сформулирована концепция передачи управления водителю в высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), позволяющая определить потенциальную возможность восстановить контроль над высокоавтоматизированным автомобилем по состоянию, основывающийся на осведомленности о ситуационной обстановке по маршруту движения, мониторинге текущего функционального состояния, включая готовность к экстренным действиям, и индивидуальных особенностях водителя. Представлена классификация кросс-модальных информационных потоков в высокоавтоматизированных и автономных автомобилях. Дано определение кросс-модального взаимодействия в ВАТС и сформулирована цель анализа разнородных информационных потоков в бортовых системах транспортных средств, где автоматический анализ разнородных информационных потоков дает синергетический эффект. Представлены примеры релевантной информации для водителя.
Об авторах
В. В. СавченкоБеларусь
Савченко Владимир Владимирович - кандидат технических наук, начальник центра.
ул. Академическая, 12, 220072, Минск.
С. Н. Поддубко
Беларусь
Поддубко Сергей Николаевич - кандидат технических наук, доцент, генеральный директор.
ул. Академическая, 12, 220072, Минск.
Список литературы
1. Madigan, R. The effect of varying levels of vehicle automation on drivers' lane changing behavior / R. Madigan, T. Louw, N. Merat // PLoS ONE. - 2018. - Vol. 13, N 2. - Art. e0192190. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0192190
2. Effects of adaptive cruise control and highly automated driving on workload and situation awareness: a review of the empirical evidence / J. C. F. de Winter [et al.] // VDI Wissensforum [Electronic resource]. - Mode of access: https://www. vdi-wissensforum.de/news/effects-of-adaptive-cruise-control-and-highly-automated-driving. - Date of access: 17.01.2020.
3. Endsley, M. Level of automation effects on performance, situation awareness and workload in a dynamic control task / M. Endsley // Ergonomics. - 1999. - Vol. 42, N 3. - Р. 462-492. https://doi.org/10.1080/001401399185595
4. Highly automated driving, secondary task performance and driver state / N. Merat [et al.] // Human Factors. - 2012. -Vol. 54, N 5. - P. 762-771. https://doi.org/10.1177/0018720812442087
5. Transition to manual: driver behavior when resuming control from a highly automated vehicle / N. Merat [et al.] // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behavior. - 2014. - Vol. 27. - P. 274-282. https://doi.org/10.1016/j.trf.2014.09.005
6. Savchenko, V. V. Optimization of the Parameters of Semantic Biological Feedback in Systems of Monitoring the Functional State of Operators / V. V. Savchenko // Journal of Automation and Information Sciences. - 2009. - Vol. 41, N 1. -P. 75-80. https://doi.org/10.1615/jautomatinfscien.v41.i1.80
7. Dementienko, V. V. Driver vigilance remote monitoring system / V. V. Dementienko // Science Journal of Transportation. - 2015. - N 6. - Р. 110-114.
8. Савченко, В. В. Система поддержания работоспособности водителя: результаты испытаний и экспериментальных исследований / В. В. Савченко, М. С. Свистун, В. В. Сикорский // Автомобильная промышленность. - 2008. -№ 1. - С. 32-34.
9. Дементиенко, В. В. Оценка эффективности систем контроля уровня бодрствования человека-оператора с учетом вероятностной природы возникновения ошибок при засыпании / В. В. Дементиенко, В. Б. Дорохов // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2013. - Т. 63, № 1. - С. 24-32. https://doi.org/10.7868/S0044467713010036
10. Савченко, В. В. Методы и средства повышения эффективности функционирования операторов транспортных систем «человек-машина» / В. В. Савченко // Вес. Нац. акад. навук Беларусь Сер. фiз.-тэхн. навук. - 2005. - № 2. -С. 29-37.
11. Кремез, А. С. Психологические аспекты безопасности деятельности оперативного персонала технологических установок / А. С. Кремез, В. В. Бонч-Бруевич // Автоматизация в промышленности. - 2011. - № 7. - С. 43-48.
12. Психологическая аттестация водителей. СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ VIENNA [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docplayer.ru/28720064-Psihologicheskaya-attestaciya-voditeley-sistema-testirovaniya-vienna.html. -Дата доступа: 29.01.2020.
13. Intel: каждый робомобиль будет генерировать в среднем 4 Тбайт данных в день // 3DNews Daily Digital Digest: оф. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.3dnews.ru/951292.html. - Дата доступа: 29.01.2020.
14. Савченко, В. В. Интеграция пассивных систем помощи водителю с бортовыми системами автомобилей [Электронный ресурс] / В. В. Савченко, С. Н. Поддубко // Интеллектуальные транспортные системы. - М., 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
15. Савченко, В. В. Подход к разработке метода передачи управления транспортным средством водителю бортовыми системами в автоматическом режиме / В. В. Савченко, С. Н. Поддубко // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. -2018. - № 2 (121). - С. 181-187.
16. Savchenko, V. V. Cross-modal information flows in highly automated vehicles / V. V. Savchenko, S. N. Poddubko // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. - 2019. - Vol. 534 - Art. 012003. https://doi.org/10.1088/1757-899x/534/1/012003
17. Самые подробные карты мира будут нужны автомобилям, а не людям // Security-Corp.org: сайт об информационной безопасности. - 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://security-corp.org/programming/vebdev/39026-samye-podrobnye-karty-mira-budut-nuzhny-avtomobilyam-a-ne-lyudyam.html. - Дата доступа: 29.01.2020.