Preview

Доклады Национальной академии наук Беларуси

Расширенный поиск

Концепция передачи управления водителю в высокоавтоматизированных транспортных средствах

https://doi.org/10.29235/1561-8323-2020-64-5-624-631

Полный текст:

Аннотация

С междисциплинарных позиций, на основе системного подхода, впервые сформулирована концепция передачи управления водителю в высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), позволяющая определить потенциальную возможность восстановить контроль над высокоавтоматизированным автомобилем по состоянию, основывающийся на осведомленности о ситуационной обстановке по маршруту движения, мониторинге текущего функционального состояния, включая готовность к экстренным действиям, и индивидуальных особенностях водителя. Представлена классификация кросс-модальных информационных потоков в высокоавтоматизированных и автономных автомобилях. Дано определение кросс-модального взаимодействия в ВАТС и сформулирована цель анализа разнородных информационных потоков в бортовых системах транспортных средств, где автоматический анализ разнородных информационных потоков дает синергетический эффект. Представлены примеры релевантной информации для водителя.

Об авторах

В. В. Савченко
Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Савченко Владимир Владимирович - кандидат технических наук, начальник центра.
ул. Академическая, 12, 220072, Минск.



С. Н. Поддубко
Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Поддубко Сергей Николаевич - кандидат технических наук, доцент, генеральный директор.
ул. Академическая, 12, 220072, Минск.



Список литературы

1. Madigan, R. The effect of varying levels of vehicle automation on drivers' lane changing behavior / R. Madigan, T. Louw, N. Merat // PLoS ONE. - 2018. - Vol. 13, N 2. - Art. e0192190. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0192190

2. Effects of adaptive cruise control and highly automated driving on workload and situation awareness: a review of the empirical evidence / J. C. F. de Winter [et al.] // VDI Wissensforum [Electronic resource]. - Mode of access: https://www. vdi-wissensforum.de/news/effects-of-adaptive-cruise-control-and-highly-automated-driving. - Date of access: 17.01.2020.

3. Endsley, M. Level of automation effects on performance, situation awareness and workload in a dynamic control task / M. Endsley // Ergonomics. - 1999. - Vol. 42, N 3. - Р. 462-492. https://doi.org/10.1080/001401399185595

4. Highly automated driving, secondary task performance and driver state / N. Merat [et al.] // Human Factors. - 2012. -Vol. 54, N 5. - P. 762-771. https://doi.org/10.1177/0018720812442087

5. Transition to manual: driver behavior when resuming control from a highly automated vehicle / N. Merat [et al.] // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behavior. - 2014. - Vol. 27. - P. 274-282. https://doi.org/10.1016/j.trf.2014.09.005

6. Savchenko, V. V. Optimization of the Parameters of Semantic Biological Feedback in Systems of Monitoring the Functional State of Operators / V. V. Savchenko // Journal of Automation and Information Sciences. - 2009. - Vol. 41, N 1. -P. 75-80. https://doi.org/10.1615/jautomatinfscien.v41.i1.80

7. Dementienko, V. V. Driver vigilance remote monitoring system / V. V. Dementienko // Science Journal of Transportation. - 2015. - N 6. - Р. 110-114.

8. Савченко, В. В. Система поддержания работоспособности водителя: результаты испытаний и экспериментальных исследований / В. В. Савченко, М. С. Свистун, В. В. Сикорский // Автомобильная промышленность. - 2008. -№ 1. - С. 32-34.

9. Дементиенко, В. В. Оценка эффективности систем контроля уровня бодрствования человека-оператора с учетом вероятностной природы возникновения ошибок при засыпании / В. В. Дементиенко, В. Б. Дорохов // Журн. высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2013. - Т. 63, № 1. - С. 24-32. https://doi.org/10.7868/S0044467713010036

10. Савченко, В. В. Методы и средства повышения эффективности функционирования операторов транспортных систем «человек-машина» / В. В. Савченко // Вес. Нац. акад. навук Беларусь Сер. фiз.-тэхн. навук. - 2005. - № 2. -С. 29-37.

11. Кремез, А. С. Психологические аспекты безопасности деятельности оперативного персонала технологических установок / А. С. Кремез, В. В. Бонч-Бруевич // Автоматизация в промышленности. - 2011. - № 7. - С. 43-48.

12. Психологическая аттестация водителей. СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ VIENNA [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docplayer.ru/28720064-Psihologicheskaya-attestaciya-voditeley-sistema-testirovaniya-vienna.html. -Дата доступа: 29.01.2020.

13. Intel: каждый робомобиль будет генерировать в среднем 4 Тбайт данных в день // 3DNews Daily Digital Digest: оф. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.3dnews.ru/951292.html. - Дата доступа: 29.01.2020.

14. Савченко, В. В. Интеграция пассивных систем помощи водителю с бортовыми системами автомобилей [Электронный ресурс] / В. В. Савченко, С. Н. Поддубко // Интеллектуальные транспортные системы. - М., 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

15. Савченко, В. В. Подход к разработке метода передачи управления транспортным средством водителю бортовыми системами в автоматическом режиме / В. В. Савченко, С. Н. Поддубко // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. -2018. - № 2 (121). - С. 181-187.

16. Savchenko, V. V. Cross-modal information flows in highly automated vehicles / V. V. Savchenko, S. N. Poddubko // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. - 2019. - Vol. 534 - Art. 012003. https://doi.org/10.1088/1757-899x/534/1/012003

17. Самые подробные карты мира будут нужны автомобилям, а не людям // Security-Corp.org: сайт об информационной безопасности. - 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://security-corp.org/programming/vebdev/39026-samye-podrobnye-karty-mira-budut-nuzhny-avtomobilyam-a-ne-lyudyam.html. - Дата доступа: 29.01.2020.


Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1561-8323 (Print)
ISSN 2524-2431 (Online)